Система декоративного оформления изделий из дерева весьма разнообразна и изобретательна. Так, понятие глухая резьба противопоставляется понятию резьба прорезная, сквозная. Можно предположить, что возникла она для обозначения декора на воротах дома, возможно из-за глухого звука при ударах киянки (деревянного инструмента в виде молотка) о стамеску. Трехгранно-выемчатая , линейная, плоскорельефная и другие виды резьбы также имеют глухой (не прорезной) вид, и все же термином «глухая» не называются, как и корабельная резьба, которая применялась для декора парусных кораблей. Специфика последней заключена в активном использовании мотивов барокко и ампира.

Корабельная резьба по технике резания — рельефная. Она обильно распределена по корме и другим частям судна. Под бушпритом, носовой частью наклонного бруса, выступающей за форштевень судна, выполнялась круглая скульптурная форма берегини. Пришедшие на смену деревянным клиперам в XIX в. паровые средства передвижения не украшались, и артели корабельных резчиков нашли применение своему творчеству в оформлении домов зажиточных заказчиков, например, в поволжских селах. Богатейшие барочные орнаменты на воротах, лобовых досках, фронтонах, карнизах, входных воротах сохранились до середины XX столетия.

Общая классификации техник резьбы следующая: линейная (контурная, процарапывание, выжигание), геометрическая (трехгранно-выемчатая, ногтевидная, скобчатая); рельефная: с подрезанным и выбранным фоном (плосковыемчатая и плоскорельефная), барельефная, горельефная; круглая (скульптурная); сквозная (прорезная), накладная. Эта терминология характеризует особенности технологии выполнения декора на поверхности, степень его глубины, характер общей формы декора. Так плосковыемчатой называют резьбу с пониженным (выбранным) фоном. Близка по значению к ней термину плоскорельефная резьба, что тоже предполагает выбранный фон. Термин плосковыемчатая резьба, говорит о незначительном углублении в древесину и является по существу дополнением к понятию низкого рельефа.

Линейная резьба выполняются подрезанием с двух сторон предварительно прочерченной или прорисованной прямой линии или контура, в результате чего получается канавка со скошенными стенками. Линейную резьбу, очерчивающую абрис животного, птицы, рыбы, человека называют контурной. Наклон подрезания варьируется, что позволяет достичь определенных эффектов светоотражения. Контуры линейной резьбы способствуют мягкости, плавности, обобщенности, целостности образа. Другой способ — использование круглой стамески, например, для выполнения в пряничной доске стебля и ветвей вазона с мотивом Мирового древа.

Значение линеарности в резном декоре разнообразно. Изменение этого приема по глубине резания, наклону режущего инструмента влияет на усиление или ослабление характера геометризации декора, определяет эффекты большей или меньшей его уплощенности. Линия часто выполняет второстепенную роль (контур прямоугольника, в который вписана композиция, разделительные линии, штрихи и т.д.), но тенденция к реалистической фигуративное способствует повышению ее роли как декоративного средства. Более весомо это проявляется в резьбе пряничных досок, где в связи с применением сложных мотивов рыб, птиц, животных и различных фактур возникает необходимость создания контуров и сложных деталей в структуре изображения, при разработке растительных мотивов в декоре конской дуги.

Глубина геометрического узора связана с твердостью дерева, его состоянием, объемом массива. Мастера избегали излишней глубины порезок, что могло привести к техническим просчетам, например, сколам. Важно сохранить впечатление дерева, не дать появиться эффектам других материалов: бумаги, картона, стекла, металла.

Ногтевидная и скобчатая резьба распространена менее широко, нежели трехгранно-выемчатая. Узор выполняется стамесками полукруглого профиля. Чаще эти виды декора встречаются на поверхности крупных объектов народной архитектуры, ткацких станов, но встречаются и в изделиях прикладного характера. В основном такой декоративный узор участвует в образовании орнаментальных контуров, например, розеток. Особенность нанесения резьбы связана с ударом по стамеске. Поэтому расчет силы удара должен учитывать массу и прочность изделия.