Форма предмета как отражение его функции и технологии – ч. 4

Такой дом долго сохранялся в холодных северных районах.

Форма предмета как отражение его функции и технологии - ч. 4

Рис. 9. Фасад дома с охлупенем в музее деревянного зодчества (г. Кострома)

Один из вариантов, предшествующих дому с печью по белому, был дом с коробом для выхода дыма, начинающимся над открытым очагом. Ранее, когда очаг в доме был открытым, конструкция крыши могла иметь гнет – своеобразную прямоугольную большую раму, как бы накинутую на крышу сверху и удерживающую ее. Передняя и задняя части рамы именовались огнивом. Кровельным материалом при этом могли служить берестяные или лубяные пластины. Были и соломенные крыши, в конструкции которых имелись особенные элементы для удержания соломы на покатых поверхностях кровли.


искусство

Стропильная конструкция значительно облегчила кровлю двухскатной крыши. Стропила упираются в подстропильное бревно (последний венец дома) на его концах и посередине. В них врубаются слеги, на которые гвоздями прибиваются пиленые доски. Курицы исчезают. Желоба теперь не лежат на курицах, а подвешиваются. Часто они выполняются из металла. Стык кровли забирается легкими досками. В четырех- и трехскатных крышах стропильное бревно называется быком. Бык упирается в бревно, которое выпускается по диагонали угла сруба.

Развитие отрасли стеклоделия повлияло на размер окна дома. Волоковое окно – проем между двумя бревнами, который затягивался прежде бычьим пузырем, в богатых домах слюдой, заменяется теперь большим стеклянным окном. На фасаде такое окно, расположенное по центру, называлось красным. Позднее все окна дома становятся большими.

В определенной мере конструкция изделий из дерева связана с формами ремесленной организации. Товарное производство посуды легче организовать с применением, например, токарного станка и соответствующих инструментов (клюкарз).

Особую роль в образе вещи играет текстура  и фактура материала. Зависящая от применяемого инструмента фактура становится своеобразным декором, поскольку рождается по воле человека, воплощена в материале, и не только осознана, но и раскрыта в отструганной поверхности, хранящей следы ножа или топора. Осознанное   акцентирование   на возможностях сопоставления фактур обогащает впечатления от поверхности, хотя мастер не выходит за пределы собственно технологического процесса .

Форма предмета как отражение его функции и технологии - ч. 4

Рис. 10. Структура древесины

Особые декоративные возможности содержат технологии плетеных изделий. Плетение является одним из древнейших видов декоративного искусства. Обладающее удивительной податливостью к изменяющимся обстоятельствам формы, оно в силах формировать любые очертания, отражать потребности человека в простой циновке на полу или сложных объемах солонки, корзин, посуды, кубышек, заплечных кошелей и даже кувшинов и рукомойников. При этом поверхность плетеных изделий составлена из десятков и сотен мозаичных единиц, пространственная «индивидуальность» которых находится в противопоставлении и единстве с соседним. Этот контраст содержит основу художественного своеобразия плетеных вещей. Здесь имеет значение отношение размеров структурной единицы и величины изделия.

Геометрическая четкость формы в случае крупной мозаичной пластины отличается от мягких округлых очертаний при малом масштабе. Возможности исходного материала – лозы, корня сосны и ели, тростника, щепы, соломы, берестяной полосы  – обусловливают необычайное богатство средств выражения. В некоторых случаях поверхность плетеных вещей раскрашивается, обогащается тиснением или выжиганием. Раскраска элементов поверхности чистыми яркими красками или роспись некоторых структурных единиц растительными или геометрическими мотивами отражают стремление к позитивно-эмоциональной эстетике украшений изделия.

Форма предмета как отражение его функции и технологии - ч. 4

Рис. 11. Выявленные природные структуры дерева. Учебное задание РАИ (г. Ростов-на-Дону)

Форма предмета как отражение его функции и технологии - ч. 4

Рис. 12. Берестяной туес. НЦДПИиР (г. Ижевск)

Можно привести и другие примеры, в которых декоративные эффекты как бы возникают из технических приемов конструирования формы. Так, активную зрительную нагрузку несут в берестяном коробе зигзагообразные соединения тулова, верхний его край, прошитый для прочности берестяным шнуром, чередование темных и светлых элементов в бондарных емкостях, перевитая светлой и темной полосами ручка плетеной корзинки и др.

Смотрите также:



Комментарии закрыты.