Промежуточное положение между войлоком и тканью занимает сукно. Материал изготавливается вначале в технике ткачества, а затем подвергается процессу валяния. Сукно необычайно прочное и теплосохраняющее полотно, которое широко используется в промышленном изготовлении одежды.

Художественная обработка изделий из кожи (также и меха) занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири — чукчей, эскимосов, хантыйцев, мансийцев, ненцев, коми-ижемцев, коряков, юкагиров и др. Материалом для них являются шкуры промысловых морских и лесных животных: оленя, нерпы, моржа, лахтаки, собаки, песца, россомахи. Обработанную (очищенную от меха) шкуру оленя называют ровдугой. Кроме шкур используются сухожильные нити, выработанные из спинных и ножных сухожилий (жил) оленя. В оформлении изделий популярны фарфоровый и стеклянный бисер, стеклярус, хлопчатобумажные нитки разных цветов.

Для изготовления кухлянок (глухих двойных меховых рубашек с капюшоном), онучей, перчаток, рукавиц, сумочек для рукоделия, ковриков в чуме, подушек, головных уборов и других изделий используется скорняжный инвентарь, необходимый для выделки (размягчения) кожи, выкрашивания, раскроя, сшивания.

У названных выше народов изготовление одежды идет только для домашнего использования. Изделия украшаются аппликацией, продернутым ремешком, декоративным швом в виде рельефа, росписью, вышивкой цветными нитками, мозаикой. Разнообразие видов одежды: ненецкая малица, якутская парка (зимняя одежда без воротника с полами встык), соккуй (глухая одежда  с  капюшоном),  торбаса, ханты-мансийская саха обусловлены глубокими традициями, функциями полезного, коммуникативного и технологического художественного творчества .

Женская меховая одежда ненцев

Способы нанесения декора на гладкую кожу предполагает различные принципы: тисненые, гравированные, штампованные, золоченые, крашеные. При тиснении под слой влажной кожи подкладывается картонный или иной плоский предмет. Его конфигурация является будущим (оттиснутым) изображением. Детали небольшого размера оттискиваются непосредственно на самой коже. Высыхая, материал твердеет, а тисненый таким образом рельеф сохраняется. Перед гравировкой поверхность кожи также увлажняется. Декор прорезают, не на всю толщину кожи и прорези заполняют краской на клеевой основе. В готовом изделии отчетливо читается контурный рисунок. В качестве технологий декорирования используются резьба, обжиг, батик, сочетание штамповки с батиком. Роспись красками, оплетка краев изделий, применение металла, вышивки, аппликации, совмещение в ряде случаев названных техник дают большой выбор в декоративном оформлении изделий из кожи. Другим классификационным определением является качество и технология материалов. Различают изделия из замши, опойка, шевро, шеврета, лайки, велюра, сафьяна и др.

Большое распространение у разных народов получили ремесла на основе выделки рыбьей кожи. Обработка ее достаточно проста. Шкурку снимают, подсушивают, затем мнут руками. Все это занимает один день. Тонкость структуры рыбьей кожи делает ее похожей на качественную замшу, бархатистая поверхность которой приобретает мягкие охристые оттенки. Из нее шьют обувь и одежду. Необычайно красивы изделия, где в качестве нитей и других конструктивных частей используются сухожильная нить и подшейный волос оленя (см. цв. ил. 15, г).