Этапы развития искусства керамики – ч. 2

Ко времени около 6 тыс. до н.э. относят женскую статуэтку из обожженной глины из г. Тепе-Сароб (Иранский Курдистан). Красивые стилизованные формы женской фигуры передают с помощью контраста развитых бедер и утонченных незавершенных нижних конечностей, упругих форм груди и тонкой вытянутой шеи. Как полагают, воплощение женского начала в различных культурах сходно между собой и обусловлено единством смысла, олицетворяющего родящее начало и сакральное значение. А это свидетельствуют о том, что призвано выражать в художественной форме основные понятия жизни человека: рождение, смерть, материнство, труд, религию и др. строится по законам художественной стилизации. В ряде случаев древние стилизованные решения формы удивительным образом соотносится с теми приемами, которые характерны для авангардных направлений XX столетия.



Этапы развития искусства керамики
Государство Египет сформировалось около 5 тыс. лет назад. Уже в IV тыс. до н.э. египтяне знали искусство изготовления глазурованных керамических изделий, а у шумер появился гончарный круг, с помощью которого создавались изделия из глины. Широко известна ассирийская керамика. Тесно связанная с архитектурой она уже в ранние периоды отвечала законам монументального искусства, показывая изысканные решения поверхности стен, тактичность мастеров в создании и расцвечивании политого рельефа на стенах дворцов (см. цв. ил. 7, в). Несколько ассирийских дворцов и библиотека с 30 тыс. глиняных табличек были открыты археологами в XIX столетии. Стены дворцов украшены рельефами крылатых человеко-богов и человеко-львов. Сопоставление текстов и рельефов с изображениями воинов показали, что уже в тот период монументальное искусство было повествовательным и наделено жанровыми чертами. На рельефах дворца в Сузах, в период правления царя Ассурбанипала, появились изображения в профиль воинов царской охраны. В ассирийской керамике можно различить связь с резными гипсовыми рельефами. Четкость излома в линии перехода – касания стены и рельефного изображения в зависимости от направления света – создает богатую игру формы, а смелое и стилистически выразительное обозначение контура фигуры создает завершенный силуэт. Красивы сосуды, найденные в Сузах, относящиеся к IV тыс. до н.э. Не без основания полагают, что искусство ассирийцев и вавилонян, создавших стиль фризового искусства, переместилось в Персию.
Этапы развития искусства керамики
Античная керамика. Древняя Греция – наследница искусства древнеазиатского и египетского искусства – сумела не только воспользоваться его технологиями и некоторыми стилевыми приемами, но и достигла таких высот керамического искусства, которые уже стали основой для подражания в последующие времена. Самостоятельным художественным феноменом является Крита и Микен (конец III – середина II тыс. до н.э.), непосредственно предшествующая древнегреческой. Эгейский стиль, созданный мастерами, отличается такими чертами, как асимметричность и свободное размещение изображений на поверхности изделий. Наиболее распространены декоративные мотивы морских растений и существ подводного мира. Примером эгейского стиля считается Ваза с осьминогом из Гурнии. Впоследствии форма и керамики принимают более статичный и схематичный вид.

Греческое искусство, в развитии которого выделяют несколько периодов, развивается от схематизма декоративных построений к жизненной достоверности изображений. Достигнутое разнообразие сосудов обусловлено разнообразием их функций, в одних случаях ритуальным назначением, в других – бытовым, в-третьих – праздничным и т.д.

Смотрите также:



Комментарии закрыты.