Периодизация декоративно-прикладного искусства — ч. 1

Древнеславянский период (II в. до н.э. — IV е. н.э.). До христианизации Киевской Руси развитие декоративно-прикладного было связано с восточно-славянскими традициями. Основными наследниками культуры древних славян являются ныне три народа — русские, украинцы, белорусы. Археологическая наука за почти три последних столетия сделала важные открытия, подняв из культурных слоев земли большое число художественных   памятников   прошлого. Раскопки близ Киева, Чернигова, Суздаля, Владимира, Пскова, Новгорода, Ладоги, территорий Причерноморья, Тамани и Керчи, Волго-Окского бассейна показали достоверность и уникальность ранних периодов славянской истории . Славянские археологические источники выделены ныне в районах Прикамья и Приуралья.


Внимание к русскому искусству особенно проявилось в XIX в. на фоне интереса к греческому и скифскому искусству. Один из открывателей античных и скифских памятников И.Е. Забелин (1820-1908) обращал внимание на эпохи, предшествовавшие русской истории. По мнению ряда исследователей, ранние памятники славянской старины вполне определенно можно связать с Зарубинецкой и Черняховской культурами. Убедительным подтверждением такой точки зрения служит иконографическая основа, которая выделена на материале этих культур и широко представлена в памятниках народного искусства XVIII — начала XX в.: текстиле, резьбе и росписи по дереву. Материалы древнеславянской культуры рассматривают историки, археологи, искусствоведы.

В.М. Василенко ретроспективу славянского искусства начинает с описания предметов Зарубинецкой культуры (II — I вв. до н.э I — II вв. н.э.). Открытые в 1889 г. археологом В.В. Хвойкой поселения близ села Зарубинцы Киевской области оказались селениями, которые многие ученые признали славянскими. Впоследствии выяснилось, что зарубинецкие племена охватывали часть районов Среднего Поднепровья, заходили на север и к югу — к Днестру. Изучение остатков этих памятников позволило намного расширить знания о первых памятниках искусства славян, у которых в ту давнюю эпоху были связи со скифскими и пред-скифскими племенами, жившими по берегам Днепра.

Глиняные изделия. Зарубинецкие мастера еще не знали гончарного круга. Предметы чаще имели гладкую блестящую лощеную черную поверхность. Встречались вещи темно-коричневого и коричневого цвета, а также красноватые. Изготовленные простых сосудов -горшков различных по размеру, горшков двойней, кувшинов, кружек, мисок, кубков, вылепленных от руки, было для мастеров делом привычным. Общая вещей отличается тяжеловесностью, устойчивостью, большой массой примененного материала. Их достоинство в простоте и монументальности. Говорить о тонком контуре и изящных очертаниях пока еще не приходится.

Черный цвет — цвет сажи. При обжиге сажа взаимодействует в фазе расплава с поверхностью изделий, образуя прочное покрытие. В местах, где поверхность выглаживалась (лощилась) твердым инструментом, цвет был несколько светлее. В местах нелощеных копоть насыщала материал сильнее. Здесь появлялся красивый глубокий черно-бархатистый .

Возможно, что для части сосудов прообразом служили металлические изделия, так как в ряде случаев овальные контуры тулова заменяются на ребристые изломы. Особенность формы, связанная с действиями мастера по преодолению материала, является очень важным знаком процесса искусства. Здесь возникает ощущение творческого отношения древних мастеров к предмету труда.

К зарубинецкой культуре относятся и вещи, отлитые из бронзы: пряжки, заколки, браслеты, украшавшие одежду.