Периодизация декоративно-прикладного искусства — ч. 11

Православию, самодержавию, народности — трем идеологическим столпам Российского государства — противостоят дворянские революционно-демократические настроения. Значительным содержанием философской мысли в России становится русский космизм. Велико влияние немецкой идеалистической философии Шеллинга и Гегеля. Реализм, как естественное порождение этих настроений, обретает свой собственный язык, сопровождается изменением предметной среды в сфере декоративно-прикладного искусства. И если высокое содержание реалистической идеи в изобразительном искусстве сопровождалось усилением поэтизации и романтических настроений и обогащало уже имевшийся потенциал пластических идей, то и в декоративно-прикладном искусстве расширение идейного содержания связано с усложняющейся социальной структурой. Интенсивному обновлению подвергается производственная сфера. Развитие мануфактур отражает этап капитализации общественных отношений, который затронул все стороны общественной жизни.


Фарфор и фаянс в XIX в. пользуются спросом и распространяются быстро. Их развитие протекает под знаком демократизации предметной среды. Не только императорский фарфоровый завод производит продукцию. Завод А. Попова помимо расписной посуды, декорированной пышными букетами и гирляндами, выпускает популярные статуэтки. Блестящим примером предпринимательской деятельности в области керамического производства стала деятельность купца М. Кузнецова. В литературе можно встретить мнение о том, что изделия его носят эклектичный характер. Думается, это не совсем так. Фарфор и фаянс изготавливался в центральной России, в Калужской области, на Украине, Риге, на предприятиях, к началу XX в. объединенных   в   крупную   отрасль.

К 1915 г. в концерн, входило уже 40 предприятий. Кузнецовский фарфор и фаянс отвечал потребностям изделий самых различных слоев населения. Однако создание дешевой продукции отнюдь не означало снижение художественного вкуса, оно шло в русле индустриализации, соотнесения потребностей, функции, цены, производственной и бытовой эстетики предметно-пространственной среды.

Ювелирное . Примерами ювелирного искусства, могут служить изделия фирмы Фаберже, работавшей по заказу высоких особ и создавших целую ювелирную индустрию. Основанная в Санкт-Петербурге в 1842 г. Густавом Фаберже эта фирма стала всемирно известной, внесла значительный вклад в развитие ювелирного искусства конца XIX — начала XX в. В Кремле в Оружейной палате хранится одна из самых крупных коллекций Фаберже.

Фирма выпускала часы и ювелирные украшения, сервизы и декоративные сосуды, оправы вееров и книг, бинокли и лорнеты, портсигары, оклады для икон, настольные звонки и т. п. На Всероссийской выставке в Москве в 1882 г. Карл Фаберже был награжден золотой медалью. В 1887 г. открылось отделение в Москве, в 1890 г. — Одессе, в 1903 г. — в Лондоне, в 1905 г. — в Киеве. Под маркой фирмы Фаберже работали талантливые ювелиры, владельцы собственных мастерских: М. Перхин, Г. Вигстрем, Ю. Раппопорт, Э. Коллин, А. Холминг, В. Соловьев.

Наиболее знаменитой считалась мастерская Михаила Перхина, крестьянина по происхождению, с ранних лет работавшего подмастерьем у различных ювелиров. В 1886 г. в Петербурге 26-летний ювелир открыл свою мастерскую, которая работала на фирму Фаберже. В ней были выполнены наиболее известные произведения, ювелирные изделия с сюрпризом. Идея их создания принадлежала Агафону Фаберже, человеку одаренному яркой фантазией и редкой изобретательностью. Чаще всего сюрпризы содержались в изделиях, имеющих форму пасхального яйца — символа плодородия и всего живого.