Витраж – ч. 1

Витраж (от лат. vitrum – стекло) – орнаментальная или сюжетная композиция, выполненная из кусков стекла, разделенных металлической связкой. Все другие виды монументально-декоративного : фреска, роспись, мозаика, сграффито дают отраженный свет. Свет витража – проникающий. Пропуская световые лучи, он создает красивое естественное освещение. Однако не только в характере проникновения особенность света, но и в его мифопоэтическом значении. Свет в библейской истории первичен по отношению ко всем явлениям на земле: он был божественным творением, совершенным в первый день. Лишь вслед за тем были созданы твердь (небесная) и воды, а небесные светила появились на тверди небесной на четвертый день. Отделение идеи света от источника света есть закон образного постижения творящейся сути. Это связано с простой идеей – Бог есть Свет сам по себе и появление Света есть присутствие Творца в мире. Что же касается света, исходящего от источника, то, безусловно, он конечен и вторичен, но от этого не менее красив, а его кажущееся всеобъемлющее распространение напоминает образный первоисточник и способствует возникновению ощущения таинства.



Витраж
За длительную историю развития витраж из несложной оконной композиции превратился в элемент архитектурной пластики. Витражом сегодня называют все элементы архитектуры, связанные с остеклением фасадов, объекты интерьеров, где применяется принцип просвечиваемости (в мебели, светильниках, витражных композиций, подсвечиваемых или свободно размещенных против окон). Технология витража сохраняется в основных принципах изготовления, размещения и монтировки, но развивается в новшествах и усовершенствованиях витражной техники.
Витраж
Материалом для светопропускающих элементов является стекло. Процесс изготовления его непредсказуем: малейшие колебания температуры в печи или время плавления стекол и эмалей предполагают владение процессом варки как настоящим искусством. Стекло изготавливают выдуванием, прессованием, отливкой. Изменение цвета стекла может происходить как в процессе его плавления, за счет введения окислов металлов, так и покрытием цветными глазурями и эмалями. В настоящее время существует понятие накладного витража, когда на цельный лист стекла с обеих сторон накладывают элементы витража. Такой вариант дешевле классического. В строительной практике используются самые разнообразные по фактуре материалы: однотонные, полихромные, зеркальные. Их фактурная особая эстетика связана с рядом технологий травления, гравирования, рифления и т.д. За последние десятилетия распространились строительные виражи с зеркальным отражением. Их изготавливают методом напыления нитрида титана или подобных ему веществ. Отражающая способность такого зеркала может быть полной и незначительной. Используют зеркала и с односторонней прозрачностью.

Очень популярны витражные композиции с красивой нежной фактурой, полученной с помощью пескоструйных техник. Песок в пескоструйной камере с большой скоростью попадает на стекло, выбивает на его поверхности частицы и делает матовым. Для получения рисунка используют трафареты из синтетических материалов (линолеум, толстые пленки). В защищенных от струи участках стекло остается прозрачным. В остальных – матовым. Матовое состояние стекла можно получить с помощью травления.

Конструктивная основа витража – структура перегородок, своего рода сетка-паутина, которая не только удерживает стеклянные пластины, но одновременно является декоративным контуром, рисунком всего изображения. Оно может быть более активным или легким дополнением к общему рисунку.

Смотрите также:



Комментарии закрыты.