Инкрустации в технике Буля
Инкрустации в технике Буля

Особая техника работы, которую с XVIII столетия связали с именем Буля, заключается в том, что на мебельный каркас накладывается вырезанный рисунок из других материалов: чаще всего из меди и черепашьего панциря, а также олова, рогов, слоновой кости, перламутра.

Этот вид инкрустации стал применяться во Франции и Германии к 1660 году. Наибольших успехов в этой области достиг Андрэ-Шарль Буль (1642-1732). Этот метод применялся до начала XVIII века для отделки роскошной мебели.

Она становится особенно модной в эпоху Людовика XVI, когда вплотную занялись реставрацией мебели времен Людовика XIV и стали изготовлять похожую на нее мебель. И, наконец, приблизительно с 1840 года до конца XIX столетия вновь стали применять метод Буля, особенно в Париже. В Россию мебель в технике Буля хлынула в XIX веке, но это были имитации. Подлинной мебели мастера почти нет, не считая шкафа с прекрасной бронзой, украшенного букетами цветов, и четырех шкафов, находящихся в Эрмитаже.

Инкрустации Буля представляют собой очень хрупкие изделия, и реставрация их чрезвычайно сложна и трудоемка. Часто состояние инкрустации бывает таково, что локальные отклейки невозможны и без радикальных мер не обойтись. Вследствие перечисленных причин многие краснодеревщики боялись заниматься реставрацией инкрустаций Буля.

Помимо повреждений каркаса мебели имеется еще много таких, которые возникают из-за применения меди, так как она не пропитывается клеем и плохо прилегает к древесине. От древесины медь «отскакивает»; в некоторых случаях медь держится благодаря бронзовому орнаменту, часто окаймляющему щит с инкрустацией. Олово держится лучше. При изменении температуры дерево «играет». Ближе всего по своим свойствам к дереву черепаший панцирь. При повышенной влажности он разбухает и вспучивается в местах соединения встык двух кусков дерева.

Как правило, панцирь черепахи перед наклейкой окрашивался с обратной стороны краской, чаще всего красной, а затем наклеивался на бумагу. В зависимости от состояния предмета, перед реставратором стояло несколько задач: снимать или подклеивать только металл или пластины панциря, или же снимать всю инкрустацию.

Если пластины из черепашьего панциря хорошо держатся на дереве, то нет никакой необходимости в их полной отклейке. Очень осторожно снимается металл, зачищается с обратной стороны и укладывается на место. Если с металлом отклеиваются кусочки панциря, то их укладывают уже после металла. Большую сложность представляет собой операция окончательного выравнивания, так как при шлифовке можно повредить панцирь или гравировку на металле. Зачастую после нескольких реставраций гравировка исчезает полностью.

В случае, когда необходимо восстановить пластины панциря, то при помощи шприца «подпускают» клей под пластину, тяжелым утюгом через бумагу проглаживают данное место, а затем зажимают струбцинами.

При необходимости полного отклеивания пластины, применяют спирт или выполняют это действие при помощи влажной тряпки и утюга, следя чтобы от влаги и тепла не было вспучивания.

Если пластины черепашьего панциря окрашены мастикой, под которой наклеена бумага, то отклейку нужно производить по толщине бумаги, чтобы сохранить оригинальный красочный слой. Но, как правило, он очень тонок, и сохранить его часто бывает невозможно. Иногда (в случае небольших панно) представляется возможным одновременно отклеить с помощью спирта и латунь и черепаший панцирь, что впоследствии облегчает задачу восстановления. В случае отклейки целого фрагмента с латунью и черепашьим панцирем, на внешнюю сторону фрагмента наклеивают бумагу, что позволяет сохранить клей в местах соединений и избежать их проклейку при монтаже. При короблении черепашьего панциря во время отклейки, его нужно слегка нагреть паром, а затем охладить под прессом.

Под медью и черепашьим панцирем остаются кусочки бумаги и сгустки клея, которые нужно зачищать, предохраняя при этом краску черепашьего панциря, если она все еще держится. Если же краска осыпалась, то детали из черепашьего панциря увлажняют с обратной стороны кистью или губкой, смоченной в теплой воде, для последующего удаления остатков клея и бумаги. Затем поверхность зачищают для нанесения новой краски. После этого располагают элементы на старых местах. Для подкрашивания панциря можно использовать гуашь красного цвета. Выбор клея для реставрации таких инкрустаций представляет серьезную проблему. Наиболее предпочтителен осетровый, но он дорог и не всегда бывает под рукой.

Некоторые реставраторы используют эпоксидный клей, но он слишком жесткий после схватывания и для деревянной основы не годится.

После восстановления всех элементов на место, приступают к восстановлению гравировки на металле и полировке. Для заполнения гравировки используют или клей, смешанный с гуашью в соответствующий цвет, или шеллак с тушью. После окончательной шлифовки поверхности приступать к отделке можно только через несколько дней, чтобы клей хорошо просох.